- барокко
барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине — середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700—30-е гг. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые» проекты), формирование парадно-представительского центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий), верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западноевропейских зодчих, приглашённых Петром I на строительство Петербурга (Д. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти и др.), обусловило многообразие стилистических оттенков в архитекторе раннего барокко . Практическая деятельность, освоение опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих — М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектора этого периода отличалась ясностью объёмно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластикой декоративных деталей, употреблением высоких кровель, часто с изломом, двухцветной окраской стен; колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра I, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство (1727—38, архитектор И. К. Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли: Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрельна и др.
Для зрелого барокко (1740-е — начало 1760-х гг.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России. Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочеталась с пластической насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трёхчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочёными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнаментов, мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущим архитектором этого периода был В. В. Растрелли (Зимний дворец, Строганова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском Селе и др.). Одновременно с ним работали С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А. Ф. Вист, М. Д. Расторгуев и др.
Литература:
История русского искусства, т. 5, М., 1960;
Виппер Б. Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.